BMW: удачи и поражения

История компании BMW полна самых неожиданных поворотов и умопомрачительных зигзагов. Как и автомобили BMW, прекрасно преодолевающим любые неожиданности на дороге, компания смогла успешно справиться со всеми препятствиями на своем пути и стать одной из самых крупных и известных корпораций.

А началось все 3 декабря 1896 года, когда Генрих Эрхардт (Heinrich Ehrhardt) основал в небольшом немецком городке Айзенах собственную фабрику по производству автомобилей. Так как в те времена автомобильная промышленность начала очень бурно развиваться, то подобных фабрик было очень много, в частности только в Баварии это было уже пятое подобное предприятия. Поэтому, чтобы не затеряться среди конкурентов, Эрхардт сделал ставку на выпуск велосипедов и автомобилей для нужд армии.

Этот достаточно удачный ход помог встать компании на ноги, но до популярности производителей известных автомобилей Даймлера и Бенца Эрхарду было еще далеко. Было принято решение купить лицензию на производство легковых автомобилей Дюкавилль у одной французской фабрики. Приобретение назвали «моторизированная карета Wartburg» и стали активно его производить и всячески модифицировать.

Уже через два года после начала производства в 1998 году, Wartburg принял участие в известной автомобильной выставке в Дюссельдорфе и стал достойным конкурентом таких автомобилей как Даймлер, Опель, Бенц, Дюркопп и т.д. А в 1999 году Wartburg выиграл сразу две очень известные автомобильные гонки того времени: Дрезден-Берлин и Аахен-Бонн. Вообще же эта модель принесла компании двадцать две медали, одна из которых была за элегантный дизайн.

Но век Wartburg был недолог, уже в 1903 году из-за сильного спада производства и значительных долгов Эрхардту пришлось объявить на совете акционеров о прекращении производства этого автомобиля. Это был трагический момент. Генрих Эрхардт думал, что это его последняя речь на последнем совете акционеров компании и закончил ее патетически, в духе древнеримских ораторов: «Dixi» что в переводе с латинского обозначает: «Я всё сказал!»

Этот день действительно мог бы стать последним днем компании, если бы не один из акционеров Яков Шапиро. Очень известный биржевой спекулянт, просчитал, что покупка лицензии на хороший автомобиль сможет спасти положение компании, и перекупил права на производство популярного английского авто Остин-7 (Austin Seven), выпускаемого в Бермингеме. Теперь, Остин–7 получил новое, более звучное имя – Dixi и начал свое победоносное шествие по континентальной Европе – 15 822 автомобиля было продано, начиная с 1904 по 1927 год! Несомненный успех Dixi!



Dixi 3/15 PS — первый опыт BMW в автомобилестроении. Автомобиль получился хоть и дорогим, но очень быстрым.


Новым удачным шагом было создание собственного автомобиля на базе Dixi. К 1927 году завод Эйрхардта стал составной частью компании BMW и начал выпуск автомобилей Dixi 3/15 PS. Успех этого автомобиля стал еще более ошеломляющим – 9 тысяч машин в год! Несмотря на достаточно высокую цену этого авто – 3 200 рейхсмарок, что было очень дорого по тем временам. Машина того стоила: последние достижения в механике, прекрасный дизайн и скорость до 75 км/ч – замечательные характеристики для авто двадцатых годов!

Известно, что легковые автомобили не единственная сфера деятельности BMW, еще одно ее приоритетное направление – авиация. Оно выросло из маленькой компании Карла Фридриха Раппа (Karl Friedrich Rapp) по производству аэропланов. На своей фабрике, на окраине Мюнхена он с огромным энтузиазмом, желанием и энергией он работал над созданием авиационных моторов и аэропланов. И к 1912 году представил биплан с двигателем 9 л.с. на престижной «Первой имперской выставке авиационных достижений». К сожалению, презентация его детища прошла неудачно – биплан не смог взлететь, но Рапп продолжил свои изыскания и уже через два года собирался представить новую модель любимого биплана – с мощностью двигателя 125 л.с.. Но увы, участие в этой выставке тоже не состоялось – началась Первая мировая война.

Любая война – это всегда огромный спрос на военную технику и авиационные двигатели. Заказов на двигатели Раппа было очень много, но вскоре власти Пруссии и Баварии запретили полеты над своей территории самолетов, оснащенных двигателями компании Раппа, так как они обладали повышенной шумностью и вибрацией и вызывали множество жалоб и обращений со стороны местных жителей.

Естественно это не могло не сказаться репутации и финансовом состоянии компании. 17 марта 1916 года компанию регистрируют под новым именем «Баварские авиационные заводы» (BFW). А чуть позже, венский банкир Камилло Кастильони (Camillo Castiglioni) выкупает долю Раппа в компании, тем самым увеличив капитализацию BFW до полутора миллионов марок.

Конечно, Рапп остался не у дел, но компания была спасена. А приход в нее австрийца Франца-Йозефа Поппа (Franz Josef Popp) стал началом нового этапа развития компании.

В далеком 1916 году в Мюнхен приезжает Франц Йозеф Попп. Будучи лейтенантом австро-венгерской морской пехоты в отставке, а также, имея за плечами высшее инженерное образование, Попп решает изменить не только свою жизнь, но и мировую историю. На тот момент он отслеживает все новейшие технические разработки. Особое внимание Попп уделяет силовым установками 224В12, которые, кстати, выпускают в Мюнхене.

В том же 1916 году из компании «Daimler» увольняют превосходного инженера Макса Фрица (Max Friz). Поводом для этого послужила его просьба о повышении заработной платы до пятидесяти марок в месяц. Франц-Йозеф Попп, воспользовавшись удачным моментом, нанимает Фрица к себе на работу.

На тот момент фирмой «Баварские авиационные заводы Раппа» владеет, как ни странно, Карл Рапп. Однако так складывается, что он уходит в отставку, а руководство переходит к Поппу. Кстати, после ухода Раппа, репутация фирма была основательно подорвана. О ней говорили как о компании, которая не сумела ничего добиться.

Итак, первое, что делает Попп – это меняет название фирмы на «Баварские моторные заводы». Так 21 июля 1917 года на свет появляется «BMW» (Bayerische Motoren Werke). Самое интересное, что именно авиационные двигатели были основной продукцией компании.

За год до окончания Первой мировой войны даже кайзер Германии мечтает хотя бы о ничье. Однако не складывается. Страны, одержавшие победу, по Версальскому договору запрещают Германии выпускать авиационные двигатели. Несмотря на это, Франц Йозеф Попп не прекращает разрабатывать и, мало того, реализовывать новые проекты.

9 июня 1919 года Франц Зено Димер устанавливает новый мировой рекорд. Через 87 минут полёта он поднимается на необыкновенную высоту – 9760 метров. Кстати, в его самолете был установлен двигатель «BMW». Однако на это никто не обратил внимания, даже не зарегистрировали рекорд. А причиной тому стал все тот же Версальский договор, по которому Германия не могла быть членом Международной федерации аэронавтики.

Весной 1922 года банкир Кастильони, некогда спасший Раппа, совершает сделку по покупке последнего уцелевшего авиационного завода для «Баварских моторных заводов». Благодаря этому «BMW» теперь развивается еще в одном направлении.

В 1922 году владельцы «Баварских моторных заводов» начинают производить малолитражные двухцилиндровые двигатели. Их объем составляет всего лишь 494 кубических сантиметра. Зато, спустя год, эти небольшие двигатели полностью себя оправдывают. В 1923 R-32, первый мотоцикл

от «BMW», становится главным событием на берлинской и парижской автомобильных выставках.


Первый мотоцикл BMW — R-32 - сенсация берлинской и парижской автомобильных выставок.
Он опроверг известную поговорку «Первый блин комом».


Через несколько лет компания начинает выпускать собственный Dixi. Эта модель отличается превосходным дизайном. Известно, что сам Попп работал над ней. В 1929 победителем в Международной Альпийской гонке становится именно BMW Dixi. Макс Бахнер (Max Buchner), Альберт Кандт (Albert Kandt) и Вильгельм Вагнер (Wilhelm Wagner) летели к победе со скоростью, которая не превышала 50 километров в час.

К тому времени «BMW» раз и навсегда определяется с политикой компании. Теперь она выпускает мотоциклы, автомобили и авиационные двигатели.

Спустя год «BMW» создает очередную сенсацию. Франц Йозеф Попп с коллегами начинает выпуск нового автомобиля с ретро-названием «Вартбург». Это чудо техники могло развивать скорость почти в 100 километров в час, что было просто грандиозным событием для того времени. При этом «Вартбург» первым из всех автомобилей «BMW» получает комплимент от известного авто-журнала «Motor und Sport»: «Вартбургом может обладать только очень хороший водитель. Плохой водитель недостоин этой машины». К сожалению, выяснить, кто автор этих строк, так и не удалось.

В 1932 году о Dixi говорят уже как об истории. К тому времени заканчивается лицензия на производства Остина. Однако это ничуть не расстраивает Поппа и его команду. Они думают только о перспективах. Главным на тот момент для владельцев «Баварских моторных заводов» было Берлинское мотор-шоу. Именно здесь публику покоряет BMW 303. Самое интересное, что у этой модели стоял самый маленький в мире шестицилиндровый двигатель. Его объем составлял всего лишь 1173 кубических сантиметра. Франц Йозеф Попп говорил, что этот автомобиль будет ехать со скоростью в 100 километров в час только при том условии, если водитель сможет найти правильную дорогу. Однако разогнали первую «трёшку» до этой скорости или нет, выяснить не удалось.

Затем начинают выпускать 326 Cabriolet. Эта модель становится настоящим потрясением для автолюбителей. Она, к сожалению, и завершила выпуск первых «трешек». Время с 1936 по 1941 год называют лучшими годами в истории «BMW». За этот период BMW 326 становится любимым автомобилем почти у шестнадцати тысяч человек.



BMW 326 Cabriolet имел феноменальный успех, в компании с «обычной» 326 разойдясь в количестве 16000 экземпляров.


Начиная с середины тридцатых годов, руководство компании BMW доказало, что если в названии фирмы вы видите слово «мотор», то это может говорить только об одном – двигатели этой компании лучше всех. Конечно, не все поверили сразу в такое утверждение, но благодаря усилиям Эрнста Хенне все сомнения были развеяны.

Одна из побед – удача на гонке в Нюрбургринге. Тогда с небольшим светлым родстером BMW 328 пытались соревноваться мощные 2-литровые автомобили. Но средняя скорость прохождения круга в 101, 5 км/ч не оставила шансов никому из внушительных компрессорных двигателей. Родстер победил.

Через полгода после того триумфа, Эрнст Хенне на пятисоткубовом мотоцикле показал все, на что, он способен, установив мировой рекорд. Двухколесное чудо техники достигло скорости в 279,5 км/ч. Это было невероятно. На ближайшие 14 лет ни у кого не осталось сомнений в мощи авто под маркой BMW.

До начала Второй Мировой Войны еще было время показать себя и в гонках лимузинов. Для этих целей была создана BMW 335, которая стала достойным конкурентом Opel Admiral, Ford V-8 и Maybach SV 38. 17 декабря 1939 года все смогли оценить новое авто в двух вариантах: купе и кабриолет. Эксперты и публика сочли, что у лимузина есть отличные шансы на счастливое будущее. Однако война внесла свои коррективы.



BMW 335 имел все шансы на успех, но, к сожалению, Вторая мировая война всё перечеркнула.


В годы военных действий компания BMW сосредоточилась на создании двигателей для нужд авиации. К тому же, в те годы было строго запрещено частным лицам покупать для себя автомобили. Но стоит заметить, что все же мюнхенцы успели доказать, что их автомобили – лучшие.

Так в апреле 1940 года родстер BMW-328 убедил всех, что гонки можно и нужно побеждать на скорость 166,7 км/ч. Водители родстера, барон Фриц Хаске фон Ханштейн и Вальтер Баумер, смогли уверенно выиграть на Mille Miglia, гонке в тысячу миль.

Именно перед началом Второй Мировой Войны компания BMW установила свой главный принцип. За рулем автомобилей находятся свежие и молодые люди. Они могут выглядеть не очень юными, могут казаться расслабленными, но они добились много и в душе их всегда скорость и жажда побед.



BMW 328 Roadster — быстрый и очень красивый автомобиль, который в Нюрбургринге оставил не у дел автомобили с компрессорными двигателями.


Есть мнение, что стоит осудить тот факт, что концерн BMW работал на фюрера, но в те годы был лозунг: «Один народ, один Рейх, один фюрер... одно шасси!» Спорить с правительством можно было бы, но историю не изменить. Так или иначе, заказы от немецкого правительства также были стимулом к развитию. Генеральный штаб потребовал создать военные авто. Доверили эту задачу трем компаниям: «Стюверу», «Ханомагу» и BMW. Рассказывать о своих планах было строго запрещено.

BMW позже всех начал разработку автомобиля для военных дорог, только в апреле 1937 года начались попытки создания машины. Но уже к лету 1940 на дорогах появились три тысячи легких единиц техники, готовых к выполнению задач немецкого правительства. Вся техника называлась BMW 325 Lichter Einheits-Pkw. Отличие от другой продукции BMW заключалось в отсутствии знаменитых ноздрей и пропеллера бело-голубого цвета.

Продукция BMW пользовалась спросом на войне, даже несмотря на то, что «бимеры» сложно было назвать боевыми машинами, а 325-е могли проехать только 240 километров на топливе из бака. Соответственно, для глобальных планов фюрера такие авто были не самым лучшим вариантом. Кстати, следует отметить, что до зимы 1942 года все автомобили BMW, созданные только для военных нужд, были окончательно сняты с производства.

Война сильно изменила положение BMW на автомобильном рынке. После поражения Германии предприятия в Мильбертшофене были превращены в развалины, в которых уже никто не пытался работать. Заводы в Айзенахе стали контролироваться СССР. Все оборудование, пригодное для производства, тут же перевезли в Советский Союз. Оспорить это решение никто не мог, т.к. победители решали, что им делать с имуществом побежденных. К слову, кое-то на заводе осталось, и производство немного наладилось, но все BMW с конвейера тут же отправляли в Москву.

В этой ситуации акционеры «Баварских моторных заводов», еще оставшиеся в живых после войны, решили сделать все возможное, чтобы сохранившееся предприятия в Мюнхене начали работу.

Первым после войны был создан мотоцикл. В марте 1948 года публика смогла увидеть на Женевской выставке новый 250-кубовый R-24. В течение полутора лет после этого удалось продать около 10 000 экземпляров мотоциклов. За ним последовали такие модели как R-51 и R-67. После появился спортивный R-68, который мог развивать скорость до 160 км/ч. Для тех лет этот мотоцикл был почти чудом. До 1954 года было куплено около 30 000 мотоциклов из этой серии.




BMW R-68 - самый быстрый мотоцикла 50-х годов, благодаря максимальной скорости в 160 км/ч.


Но стоит признать, что эти успехи не сильно радовали руководство BMW. Даже самый современный мотоцикл с фирменным пропеллером на баке – это средство передвижения для тех, кто не может себе позволить автомобиль. А стоит ли говорить, что хорошее авто стоит больше хорошего мотоцикла. Так что с 50-ым годам назрел вопрос о создании седана для людей с толстым кошельком.

Но не все удалось сразу. Первая попытка - BMW 501 была интересной. Эксперты во Франкфурте с восторгом отнеслись к появлению автомобиля. Работу дизайнерского бюро баварцев признали почти идеальной. Но трудности начались тогда, когда возникла необходимость создания больше одной машины.

Оказалось, что создавать такие авто не просто дорого, а баснословно дорого. Только переднее крыло нужно было сделать с помощью четырех технических операций. Все эти попытки были задуманы только, чтобы создать достойную конкуренцию 220-ой модели Мерседеса.

В целом, можно говорить о том, что 50-ые годы были сложными для BMW. Продажи не стремились идти вверх, а вот долги, напротив, росли как на дрожжах. 503 и 507 модели не дали нужный результат, хотя автомобили и делали в основном для американцев, но те не прониклись стильными формами и мощью BMW.



Несомненно, красивый автомобиль BMW 501 не оправдал надежд из-за дороговизны производства и, как следствие, высокой цены.


Тщетными оказались и разработки, инновационные идеи. Например, маркетологи придумали оригинальный рекламный ход с BMW 502 Cabriolet. Эта машина позиционировалась исключительно для женщин. Рекламные проспекты гласили, что каждая женщина в этом авто всего за 20 000 марок станет объектом желания любого мужчины. Стоит отметить, что автомобиль действительно создали, как будто, специально для слабого пола. Например, складывающийся верх можно было сложить или развернуть легким движением руки. Ну а магнитола Becker Grand-Prix из которой звучали бархатные голоса лучших певцов тех лет была призвана окончательно сразить прекрасных дам. Конечно, после таких плюсов их уже почти не волновало то, что двигатель у 502 Cabriolet имеет объем в 2,6 литра, а мощность его равна 100 лошадиным силам. И хотя задумка была очень хорошей, но новые заказы не поступали.




BMW 502 позиционировался как автомобиль для женщин.


Тогда мюнхенцы решили пойти другим путем. В 1954 году на дорогах Германии стала появляться маленькая BMW Isetta 250. Сами создатели назвали авто мотокупе, а вот в народе этому скромному творению дали прозвище «яйцо на колесах». На этом чуде стоял двигатель от мотоцикла R-25. Тянула BMW Isetta 250 всего 12 л.с.

Однако успех трехколесного автомобильчика удивил и создателей и экспертов. Поэтому было решено создать Isetta 300. Это творение было больше похоже на настоящий автомобиль, двигатель его имел объем 298 куб.см, ну а лошадиные силы увеличили до тринадцати.




BMW Isetta 300 - очень простой в управлении.


Isetta принесла хорошую выгоду своим хозяевам: было продано около 137 000 трехколесных «яиц». Особенно много машинок покупали в Великобритании, возможно это было связано с тем, что Isetta могли управлять даже те, у кого были права только на мотоцикл.

Но неприятности продолжали преследовать BMW. В 1959 году в Германии начался финансовый кризис. Все денежные вложения практически обесценивались. А деньги Герман Крагса, крупного бизнесмена, оказались малополезными, хотя речь и шла о 15-ти миллионах марок.

В этот период совет директоров BMW подумал о том, что пора решиться сложный для себя поступок. Компанию хотели объединить с Mercedes. Но все же удалось избежать этого рискованного шага: небольшие акционеры и официальные дилеры настояли на том, чтобы главный держатель акций, Герберт Куандт, смог купить значительную их часть. В итоге, BMW осталось на плаву. Новый совет директоров решил изменить политику компании. Было обговорено, что отныне BMW выпускает автомобили среднего класса и авиационные двигатели.

Через три года после этих событий покупатели увидели четырехколесный BMW 1500. Этот автомобиль смог привлечь европейских людей, заставив их забыть об американских авто среднего класса. 1500, в отличие от трехколесных предшественников, мог разгоняться до 150 км/ч, а отметку в 100 км он преодолевал всего за 16,8 секунд. Спрос на автомобиль побил все рекорды. Каждый день завод выдавал 50 машин, а за год по дорогам Германии ездили уже 24 000 BMW 1500.



Благодаря своим динамическим характеристикам, BMW 1500 имел ошеломляющий успех.


В 1968 году появился новый авто из этой серии. К Рождеству того года BMW 2500 смогли купить первые счастливчики, а их было около 2 500 человек. Уже через девять лет после начала производства эти машины можно было встретить в любом уголке ФРГ, ну а всего было выпущено 95 000 экземпляров авто. 150 л.с. могли быстро разогнать BMW 2500 до 190 км/ч. Благодаря усилиям конструктовро и небольшой модернизации в этому же году 2500 смог стать лидером в гонке в Спа.

Спустя три года руководство BMW решило, что новое – это хорошо забытое старое и было решено вернуться к «пятерке». С этого момента все машины BMW стали получать номер, в зависимости от класса. В том же году была выпущена BMW 520. Она стала первой после войны.




Автоматической коробкой передач обеспечила BMW 520 хороший спрос.


Интересным моментом стало то, что новая машина двигалась за счет работы четырех цилиндров в двигателе, а не шести. Только через пять лет все «пятерки» получили мотор с шестью цилиндрами. И хотя 115 л.с. было недостаточно до 1275 кг веса авто, но BMW 520 выигрывала в том, что предлагалась не только механическая коробка, но и автоматическая. Приборная доска светилась равномерным оранжевым светом, кроме того, автомобиль шел сразу с кремнями безопасности. Такие незначительные, на взгляд современного человека детали, позволили компании продать около 45 000 машин.

В этом же году, 1972, BMW Motosport стал снова ставить рекорды. Инженеры и механики получили возможность создавать автомобили, способные удивлять и поражать воображение.

В 1978 году Париж увидел «проект M1». Главным создателем проекта был Джорджио Джуджаро. Безусловно, в его модели были черты, характерные для других итальянских машин, но технические характеристики быстро затмили все остальное. Автомобиль разгонялся до 100 км за шесть секунд, кроме того на благо гонщика «трудились» 277 «лошадей».



BMW M1 - проектная работа известного итальянского дизайнер Джорджио Джуджаро (Giorgio Guigiaro).


Руководство компании не забывало и о простых покупателях. Пока спортсмены вовсю гоняли на М1, были созданы, так называемые, «трешки». Их двигатели имели объем в 1,6 и 2 литра. Немцы полюбили это авто и активно его покупали, например, BMW 323i даже стала считаться классикой тех лет.

Преимущества автомобиля были таковы: он развивал скорость до 196 км/ч, двигатель работал на шести цилиндрах, скорость в 100 км машина достигала за девять секунд. Но минусом было то, что BMW 323 оказалась достаточно «прожорливой» машиной. На 100 км приходилось расходовать не менее 14 литров бензина. Поэтому было сложно путешествовать на большие расстояния, ведь через 420 км автомобиль мог просто остановиться, в то время как Mercedes и Alfa Romeo продолжали ехать дальше. И тем не менее, за восемь лет продаж BMW 316, 320 и 323 осчастливили около 1,5 миллиона человек.




BMW 323 — один из представителей третьей серии. С 1975 по 1983 год. разошедшёлся тиражом в 1,5 миллиона экземпляров.


В 1977 году появилась новая серия BMW, вышедшая под цифрой семь. Эти машины производили с четырьмя типами моторов, мощность которых колебалась от 170 дол 218 л.с. Все было бы чудесно, автомобили два года продавались, но в 1979 Mercedes-Benz удивил мир своим новым S-классом.



Целых 2 года BMW 7 Series был лидером в своём классе, пока не появился новый S-class от Mercedes...


В Мюнхене не стали долго ждать и предложили новое авто с объемом двигателя 2,8 литра. 184 л.с. – еще одно прекрасное дополнение. Новая BMW 728 сразу стала желанной для многих автомобилистов. Весила машина полторы тонны, но ведь двигалась со скоростью 200 км/ч, да еще и стоила дешевле Мерседеса S-класса.

Следующий шаг был прост. BMW выпустил машину для тех, кто впервые видел шедевр автопрома BMW. 635 CSi имел кузов Е24. В 1982 году эта машина также пользовалась спросом, а рекламная компания привлекла новых покупателей.

Вскоре руководство BMW приняло решение сделать свои спортивные машины еще более совершенными. Ведь те, кто покупал эти быстрые авто, хотели выглядеть на дороге круче всех. Так 635 автомобиль оснастили электроникой, которая позволяла снижать обороты двигателя до 1000 об/м. Всего через год инженеры и конструкторы из BMW Motosport прибавили машине еще лошадиных сил, и их число стало равняться 268. появился и режим «газ в пол». Он позволял за 30 секунда развить скорость в 200 км/ч. А это было на целых 10 секунд стремительнее пятисотого Мерседеса.



Технически совершенен, феноменально быстр, все это BMW 6 Series – совокупность технического совершенства и феноменальной быстроты.


В 1983 году состоялся чемпионат F1 для турбированных болидов. Такая гонка проходила впервые. Все делали ставки на Renault, ведь они быстрее всех освоили такую технологию. Так что несмотря на палящее солнце ЮАР, пилот Renault, Ален Прост, думал, что все будет прекрасно и гонка его. Но болид Branham BMW с бразильцем Нельсоном Пике за штурвалом авто оказался сильнее. При максимальном разгоне двигатель М 12/13 показывал 1280 л.с. при 1 000 об/мин. BMW впервые стал чемпионом среди турбированных болидов. Французы были разочарованы, особенно тем, что победа BMW не удивила зрителей, казалось, ее ждали.

Вскоре началась новая гонка, но уже не на дорогах гоночных трассах. В 1990 году Mercedes представил автомобиль с шестнадцатиклапанным движком объёмом 2,5 литра. 190 модель была хороша, поэтому BMW решило не ждать и дать отпор. BMW Motosport показал миру М3 Sport Evolution. Эта была известнейшая М3 с кузовом Е30.

Как только водитель садился за руль автомобиля, он мог сам выбирать, какой тип подвески для него оптимален. Например, останавливаясь на sport, можно было просто-таки взлетать по трассе, а normal и comfort создавались для более спокойной езды.

М3 Sport Evolution достигала скорости 100 км/ч за 6,3 секунды. Стоило водителю подождать еще 20 секунд, как он мог развить скорость до 200 км/ч. Небольшой нюанс – трехточечные ремни безопасности добавляли притягательности этому авто. Фанаты гонок, правда, говорили о том, что зуммер вызывал беспокойство при скорости 248 км/ч.



Возможность изменения типа подвески, 6,3 секунды до ста, ограниченная до 248 км/ч скорость - это легендарный BMW M3 (E-30) 1990 г..


Не забывал BMW и о родстерах. Так за три года до выхода мощной М3 Sport Evolution появился родстер Z1. Он был показан на Франкфуртской автомобильной выставке. Такая машина стоила немного ни мало 80 000 марок. Но это не играло большой роли, т.к. еще до начала официальной продажи, поступило около 5 000 заказов на этот автомобиль. Примечательно, что Z обозначает изогнутую ось правильной формы. Единственным серьезным минусом родстера был его небольшой багажник. Но это компенсировал весомый плюс – 170 л.с. и скорость 225 км/ч.



Первый собственный родстер компании BMW — BMW Z1. Прародитель серии Z.


В 1989 году BMW решил, что пора прекращать главенство Мерседеса среди автомобилей класса «люкс». Так появилась восьмая серия. У 850i был в распоряжении двенадцатицилиндровый двигатель мощностью 300 л.с. Такое авто наглядно доказывало, что и BMW может выпускать автомобили, на которых престижно ездить. Единственное но - шестиступенчатая механическая коробка. Она была не так востребована как автоматическая, поэтому 850i была выпущена без электронного ограничителя скорости. Максимальная скорость автомобиля составляла 250 км/ч.



Легендарная «Акула». Люксовое купе — BMW 8 Series.

>

Но время шло и пора было дальше удивлять. От BMW ждали чего-то особенного, чего-то, что поразило бы общественность. Тем более, что самая знаменитая «пятерка» была уже везде востребована и успешно продавалась не один год.

Итак, BMW приступило к тому, чтобы поразить автолюбителей. В апреле 1989 года была представлена М5 с 315 л.с. В 1992 году М5 Е34 получила уже 380 л.с. До сотни километров это авто разгонялось за 6,5 секунд. Можно было бы, конечно, разогнать ее еще больше, но почти сразу была выпущена еще одна машина из серии М, которую американцы назвали «автомобилем столетия». Чтобы в полной мере оправдать столько высокое звание, двигатель сделали мощнее почти на 40 л.с. и в 1195 году он получил 321 л.с. Машина была вполне экономичной для таких характеристик и тратила всего 12 литров топлива на 100 км. Ну а до ста километров в час она разгонялась за 5,5 секунд. Однако М3 все же не считали спортивным авто.



Под капотом, казалось бы, семейного седана, скрывалось 380-сильное стальное сердце. BMW M5 (E34) исполнялась и в кузове универсал.

BMW M3 (E-36) — автомобиль столетия, по мнению американских журналистов.


В 1996 году настал черед обновления «семерок». Совершенная BMW 740i с кузовом Е38 пришла на смену авто с кузовом Е32. Новая «семерка» была абсолютно другой. Ее нельзя было назвать дружелюбной или милой, скорее агрессивной и серьезной. Но ведь это и хорошо для тех, кто ехал на встречной полосе. Нужно знать, кто перед вами.



Даже очень толстая «инструкция по применению» не отпугивала потенциальных покупателей от технически сложного и совершенного BMW 7 Series (E-38).


Восьмицилиндровый двигатель имел объем в 4,4 литра. Максимально он раскручивался при 3900 об/мин. Однако управлять этой мощью было не так и просто. Руководство по эксплуатации авто больше походило на инструкцию к космическому кораблю. Единственное отличие заключалось в том, что у космического корабля все же было немного больше кнопок и задач.

Владелец авто мог выбрать две версии коробки передач. Кстати, ручная версию была дополнена еще одной передачей – шестой, как бы понижающей. Включая ее, двигатель замедлял свои «порывы» на 17%. Все это позволяло экономить топливо и расходовать 12,5 литров на 100 км. Все эксперты единодушно решили, что BMW 740 – достойное авто, способное удивить даже самого привередливого покупателя.

В 1996 году черед перемен дошел до «пятерок». Покупатели увидели новые Е39. Тут можно было из чего выбрать. Например, семь типов двигателя: и для тех, кто любит мчаться со скоростью ветра и для тех, кто предпочитает комфортную неторопливую езду. Для гонщиков в душе BMW предложил 540 модель. Восемь цилиндров, двигатель объемом в 4,4 литра, скорость в 250 км/ч. Все было создано для того, чтобы водитель даже на сумасшедшей скорости чувствовал себя как на прогулке за городом.



BMW 5 Series (E-39) вызвала неслыханный ажиотаж благодаря обилию вариантов двигателей. Автомобиль имеет бешеную популярность и по сей день.


В целом, конец девяностых стал очень успешным периодом для BMW. Новые модели авто, успех Z3 – все это позволило считать работу BMW удачной в эти годы.



Z3 — маленький, компактный и престижный родстер от BMW.


Также в 1997 году появилось новое создание от BMW Motosport - М Roadster. Преимущества таковы: 321 л.с., легче предыдущего варианта на 120 кг, до 100 км разгоняется за 5,4 секунды. Разве можно было устоять перед таким авто?..

Крис Бэнгл сказал так: «Ошибки — это ступеньки на лестнице, ведущей к успеху». С ним можно согласиться. Ведь на создание новых «трешек» BMW потратило около 2,5 млн. человеко-часов. Все ради того, чтобы 2 400 самых разных деталей были заменены и доработаны. В итоге, в 1998 году появилась новая «трешка».



Любое детище Криса Бэнгла (Chris Bangle) еще до появления на свет было обречено на успех. Не исключение и BMW 3 Series (E-46).


BMW 328 развивала скорость в 100 км за 7 секунд. О ней говорили, что эта машина имеет поразительную мощность и просто феноменальное сцепление с дорожным покрытием.

Удивила публику и Z3 Coupe. В 1997 году на Франкфуртской автомобильной выставке эта машина вызвала неподдельный интерес у посетителей. Крис Бэнгл говорил, что этот автомобиль нужно или принять, или простить. Все дело было в том, что спереди авто выглядело как родстер, а сзади как новая «трешка-туринг».

Z3 Coupe оборудовали всего двумя видами двигателей. Первый имел мощность в 192 л.с., второй – 321 л.с. Ходили разговоры о том, что хватало только еще одного взгляда, чтобы Z3 Coupe покорил тебя.



BWM Z3 Coupe — очень красивый автомобиль, недаром говорили, что со второго взгляда в него влюблялись навсегда.


М5 с кузовом Е39 называлась «волком в овечьей шкуре». Первые фотографии автомобиля делались в голубом мареве, поэтому автолюбители на сразу понимали, кто же перед ними стоит.



BMW M5 (E-39) — один из лучших спортивных автомобилей в истории.


М5 могла разогнаться до 100 км за 5,3 секунды. Эту возможность давали 400 л.с., спрятанных под капотом автомобиля. Быстрее работал только самолет. Есть только одна проблема для тех, кто уже сейчас готов купить этот автомобиль. С 1985 года BMW продает М5 только для постоянных клиентов, так что далеко не каждый может купить себе такого «зверя».

В 1999 году, на волне успеха после Z3, BMW удивил новым автомобилем, сделанным в Спартанбурге, штат Южная Каролина, США. X5 был сконструирован в Америке, но при этом оставался полностью немецким авто, которым можно было бесконечно восхищаться. На этот раз попытка привлечь внимание Нового Света к своим машинам закончилась победой. Этот класс авто многие называли паркетными внедорожниками. Мюнхенцы не стали медлить и активно ворвались на рынок. Поэтому только спустя пару месяцев после премьеры конкуренты, наконец-то осознали, что X5 был создан именно в Детройте, а не в другом городе или в другой стране. Тут же пошли разговоры о том, что BMW создал настоящий джип.



BMW X5 — первый опыт баварцев вне асфальта. С уверенностью можно сказать, что опыт более чем удачный.


Лидер рынка на тот период - Mercedes ML, был готов к самому разному повороту событий. И беспокоиться было о чем. Антипробуксовочная система, множество новинок и датчики контроля динамической стабильности позволили говорить о том, что фанаты скорости и комфортной езды будут в восхищении. К тому же, десять подушек безопасности давали возможность смело нажимать на педаль газа. Так что X5 стал настоящей сенсацией.

Что касается двигателя, то тут покупатель мог выбрать, что ему больше по душе: восемь цилиндров, шесть или дизель с впрыском топлива. Так что каждый был вправе решать, каким будет сердце его автомобиля. Авторитетный немецкий журнал AutoМоtоr und Sport писал: «Этот автомобиль пролетает один круг по Нюрбургрингу менее чем за девять минут». Скорость впечатляющая. Превзойти этот результат смог только Z7, выпущенный в 2000 году.

В 2002 году концерн BMW поразил количеством продаж – 1 057 000. Это был рекорд. К тому же, автомобили BMW были признаны в тот год лучшими в России. Ну а в 2003 году свет увидели шикарные модели BMW 7-й серии - BMW 760i и 760Li. Также фанатов BMW порадовал новый седан 5-й серии.

BMW – это компания, которая принципиально не использует на своих заводах роботов. Вся сборка на конвейере выполняется только силами рабочих. Компьютерная диагностика на выходе позволяет избежать брака и создавать идеальные автомобили.

Концерн принимает активное участие не только в создании авто, но и различных акциях. Например, BMW учредил международную премию по авангардной музыке – Music Viva. Руководство компании стремится поддерживать развитие театра, выставок современных талантливых художников, композиторов и т.п. Попытка помочь творчеству, дать волю фантазии нашла свое отражение в великолепной коллекции арт-каров BMW.

Для подавляющего большинства людей концерн BMW – олицетворение высокого качества и успеха в бизнесе. Три раза она стояла на краю пропасти, но смогла выжить и стать еще успешнее и заметнее, чем раньше.

У жителей стран Европы большой популярностью пользуются недорогие маленькие автомобили с кузовом типа хэтчбек. И автоконцерны обычно шли им навстречу, предлагая широкий выбор моделей, компактных и вместительных одновременно, удобных на трассе и в городе и доступных по цене. Концерн BMW из своей модельной линейки мог предложить лишь купе из третьей серии, которую с трудом можно было отнести к группе автомобилей среднего класса. А его базовая версия должна была стоить в два раза меньше, сохраняя при этом быстроходность и другие выдающиеся характеристики автомобилей BMW.

В 2004 году модель BMW 116i, оснащенная двигателем мощностью 115 лошадиных сил и объемом 1,6л, поступила в продажу в германии. Цена ее имела начальную ставку 20 000 евро. Ее можно уже назвать более доступной, но еще не дешевой. При этом машины 130i с трехлитровым двигателем и 265 л.с. под капотом стоили значительно дороже и приближались по стоимости к машинам из пятой серии концерна. Что же касается тюнингованных моделей машин, а также авто с 8-цилиндровыми двигателями, то их цена по-прежнему заоблачна и недоступна для простых граждан. Именно поэтому те, кто ценит качество и комфорт, отнеслись к появлению хэтчбека BMW положительно, и продажи машины пошли вверх.



По мат-лам DRIVE.RU
Автосервис БМВ (BMW)