История автомобилей под маркой «Skoda»

Почти столетие назад, в 1895 году почти накануне Рождества, в одном городе появилось небольшая компания, предлагающая услуги по ремонту и созданию велосипедов Slavia. Владельцами предприятия стали Вацлав Лаурин (V?clav Laurin) и Вацлав Клемент (V?clav Klement), оба были сравнительно молоды (30 и 27 лет). Возможно, они всю жизнь занимались бы производством самых простых средств передвижения, но судьба решила иначе. Благодаря неожиданной идее, два Вацлава решили создать оцилиндрованный мотор, установленный в раме велосипеда.



Основатели марки Laurin&Klement, сменившей название на Skoda — Вацлав Клемент и Вацлав Лаурин.


С момента создания мотора началась новая пора в работе компании – пора прогресса. Всего через три года после основания был создан мотоцикл под маркой Laurin&Klement. Его признали надежным для тех, кто собирается путешествовать каждый день. Пресса отреагировала на новое изобретение, и в газете Allgemeine Automobil Zaitung появилось сообщение о том, что фирма Laurin&Klement превзошла французских изобретателей братьев Вернер. В газете звучали примерно такие доводы во славу соотечественников: «Чехи выбрали другой пусть, они не просто добавили детали к велосипеду, оставив его, по сути, таким же, но создали что-то новое. Вокруг двигателя и его составных частей был сконструирован велосипед. В итоге, французы практически не изменили велосипед, а чехи, напротив, ближе подошли к автомобилю».

Так появилась новая модель трехколесного мотоцикла. Для тех времен он развивал очень неплохую скорость – 40 км/ч.

Успех новинки подтолкнул Лаурина и Клемента к созданию чего-то нового. В 1905 году в итоге появился первый автомобиль этой компании - L&K Voiturette. Эти машины были рассчитаны на двух или четырех пассажиров, имели V-образные моторы с двум цилиндрами и водяным охлаждением. В этом же году изобретение двух Вацлавов победило на гонке в Семмеринге среди других дорожных автомобилей. Вскоре в машине появились 4-цилиндровые двигатели, а уже через год после этого новый автомобиль Laurin&Klement был создан с мотором из восьми цилиндров.


L&K Voiturette 1905 года - Первый автомобиль от Лаурина и Клемента.


Однако успех повлек за собой и небольшие проблемы. Нужно было решать, следует ли расширять производство, покупать новые здания, оборудование и многое другое. В результате с 1 января 1907 года простая фирма Laurin&Klement начала превращаться в акционерную компанию. Почти через полгода появилась фирма «Laurin&Klement, акционерная компания, автомобильный завод в Млада Болеславе».

Успех не заставил себя ждать, преобразования были не напрасны. Торговые представители L&K предложили всем желающим приобрести новое авто четырёхцилиндровой модели F, двигатель такой машины имел рабочий объем 2438 куб. см. Боковые клапаны обладали мощностью в 21 л.с и были расположены в в L-образной головке. Еще одно преимущество авто – магнето-зажигание высокого напряжения. Автомобиль пользовался спросом: всего за два года была продана 371 машина.

Жители Европы могли приобрести как авто с пассажирским кузовом, так и с кузовом специального назначения. Например, «омнибас» - облегченный вариант автобуса.

Laurin&Klement FF – еще один автомобиль компании. Они имеет восемь цилиндров, и стал первым автомобилем такого типа в Центральной Европе. Такой эффект был достигнут благодаря объединению двух четырёхцилиндровых блоков типа F.

Развитие компании можно назвать стремительным. В 1907 году Laurin&Klement представлял свои творения на различных выставках в городах Европы: Берлине, Париже, Лейпциге, даже в Санкт-Петербурге. Вскоре появились и постоянные представительства в России, Италии, Великобритании и, конечно, Германии. В самой Чехии также работали отделения Laurin&Klement. Так в Праге и Вене они существовали несколько лет, затем было открыто отделение в Будапеште.

Компания уверенно двигалась вперед. Автомобили завоевывали новые призы на спортивных соревнованиях, и это только подстегивало интерес к продукции Laurin&Klement. Так после победы в автогонке на вершину Семмеринг возрос спрос на эти автомобили.

В 1908 году было принято решение выпустить последнюю модель с двухцилиндровым двигателем. После этого в продажу поступали только машины с четырьмя цилиндрами.
К слову, успех компании Laurin&Klement не ограничивался только победами в автогонках. Так завод предложил администрации Черногории использовать автомобили, созданные на укороченном шасси. В этих машинах кабина водителя была расположена над двигателем. Инновационный подход привел к тому, что Laurin&Klement выиграли тендер на производство транспортных средств, необходимых для перевозки людей и почты по дорогам Черногории.

Дальше последовал еще один триумф: в 1909-1910 году компания Laurin&Klement создала 100 автомобилей-такси. Эта партия была заказана Венским магистратом. Даже спустя почти два десятка лет машины той серии можно было встретить на улицах Вены.

Спустя год был создан автомобиль модели S. Двигатель этого авто обладал мощностью 14 л.с. Благодаря этому, машина стала самой популярной моделью перед тем, как началась Первая Мировая война. Интересно, что авто активно покупали не только в Чехии, но и в других странах, в частности, в России. Около 35% всех автомобилей модели S продавались среди русских. Поэтому руководство компании Laurin&Klement приняло решение о создании своих отделений не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, Киеве и Ростов. Помимо успеха в нашей стране, модель S также пользовалась спросом в Китай и Японии, Германии и Англии, даже в Австралии и Мексике.

Помимо легковых и грузовых авто руководство Laurin&Klement также предпринимало попытки по созданию двигателей для воздушного транспорта, например, самолетов. Производились на заводах Laurin&Klement дорожные катки, двигатели для выработки электричества и др. Такое разнообразие в производимой продукции было нехарактерно для автомобильных компаний тех времен.

С каждым годом дела у компании Laurin&Klement шли все успешнее. Это было связано не только с тем, что внедрялись новые идеи, совершенствовалось оборудование. Большую роль играли целеустремленность и желание трудиться у сотрудников предприятия.

Когда наступила Первая Мировая война, было решено направить максимум сил на создание техники для нужд военных.

Спустя семь лет после окончания войны, в 1925 году, было принято решение о слиянии Laurin&Klement и акционерного общества Skoda. С этого момента автомобили стали выходить под брендом «Шкода», а автомобильный завод в Млада Болеслава стал принадлежать синдикату «Шкода».
После слияния возникла необходимость в создании новой торговой марки. Есть разные домыслы на этот счет. Например, есть версия, что кто-то сразу предложил использовать голову индейца. Такую необычную идею легко объяснить: руководителя компании, Эмиля Шкоду, в путешествии по Америке оберегал индеец, он был его спутником. Профиль этого таинственного товарища висел в кабинете руководителя. Поэтому и было принято решение создать рельефное изображение, которое позже появилось в кабинетах руководства, несмотря на то, что индеец и Чехия мало сочетались.

На логотипе также был еще один элемент – стрела. Она стала символом того, что автомобили «Шкода» двигаются быстро и могут развивать отличную скорость.


«Шкода» производила множество средств передвижения, начиная от обычных автомобилей и заканчивая огромными трейдерными тягачами, бронированных авто, самолетов «Девойтин» и др.

В пассажирском транспорте также были свои достижения. Так в конце 20-х годов появилась самая маленькая машина - «Шкода 110». Спрос на авто был очень хороший, за четыре года компания смогла продать 2985 штук. Конечно, с каждым годом в авто что-то совершенствовалось, что позволило сохранить к нему интерес.



Самый миниатюрный автомобиль Skoda конца 20-х - Модель 110 .


Компания всегда стремилась привнести что-то новое в производство. Так «Шкода» стала активно использовать сборочную линию. Это стало, по сути, революцией в промышленности Чехословакии. В 1930 году на этой линии создавалось 25 автомобилей в сутки. Немного позже количество авто смогли увеличить до 95 в день.


Первые автомобили, выпущенные под торговым знаком «Шкода», были модели 4R и 6R. Они стали символом развития компании в те годы, поскольку были стандартизированы и унифицированы многие детали, в том числе, оси, коробка передач, руль и др.



Первые автомобили, выпускаемые под маркой Skoda - Модели 6R и 4R.


В 1930 году «Шкода» занимала одно из лидирующих мест в Чехословакии по производству автомобилей. Отчасти это было возможным и благодаря принципу компании, основанному на том, что качество важнее количества. Однако со временем руководство решило пересмотреть такой подход к делу.

1 января этого года автозавод в Млада Болеславе получил статус акционерной компании автомобильной промышленности. Штаб-квартира «Шкоды» находилась в Праге. В компанию входило множество отделений, представительств, а также ремонтное предприятие «Элка». Кроме того, существовало автомобильное отделение в Пльзене, все акции были у Пльзенской компании.

Все последующие годы компания развивалась, не останавливалась на достигнутом. Сначала появилась Skoda-Popular. Ее новая система трансмиссии позволила выиграть второй заезд в 1936 году в Монте-Карло. После мир удивила Skoda Favorit, а за ней и двухдверная Skoda 1101 (Skoda Spartak). Несколько лет изменений, и из Skoda Spartak получилась всем известная Skoda Octavia.



Skoda Popular - победительница ралли Монте-Карло. Этого никто не ожидал.


Интересно, что с 1964 года и до 1988 двигатель в машинах Skoda размещался в задней части кузова. Только в таких моделях как «Фаворит» и «Форман» было принято решение вернуть двигатель в переднюю часть автомобиля.



Массовая Skoda Favorit, сменившая Popular благодаря конкурентной цене.



Автомобиль гольф-класса Skoda Favorit, но по сравнению с одноклассниками стоивший дешевле.
В кузове универсал носил название Forman.


Новая Skoda Felicia, создаваемая под руководством концерна Volkswagen.


Изменения в компании продолжались. В 1991 году «Шкода» вошла в состав «Фольксваген Групп», известного концерна Германии. В итоге, появилась новая «Фелиция», чуть позже «Фабия» и «Октавия».

Вернуться в класс представительских автомобилец концерну удалось благодаря созданию Skoda Superb. Эта машина стала первой в модельном ряду Skoda Auto. Название модели переводится как эффектный, замечательный, выдающийся. Автомобиль полностью соответствует своему названию.


Volkswagen Passat для китайского рынка - возрождённая Skoda Superb, посторенна на удлинённой платформе.


Сейчас предприятие Skoda Auto известно во всем мире. Около 18 000 человек трудятся на благо компании. Треть всего рабочего населения Чешской республики зарабатывает деньги именно благодаря труду на Skoda Auto. С заводов компании выходят современные автомобили, экспортируемые в 64 страны мира.


По материалам интернет-журнала DRIVE.RU
Автосервис Skoda (Шкода)