Привод ГРМ служит для синхронизации коленчатого и распределительных валов, а также для своевременного открытия и закрытия клапанов.

В зависимости от конструкции на различных марках авто может применяться либо ременный, либо цепной привод ГРМ.


Наименование Цена (руб)
Замена ГРМ от 9600

Цепь ГРМ

В свое время цепь пришла на смену шестеренному приводу ГРМ, что позволило установить распредвал рядом с клапанами (верхнее расположение распределительного вала). Это дало возможность снизить инерционность и упростить привод клапанов. Двукратная разница числа зубьев между ведомой и ведущей шестернями обеспечивает передаточное отношение между коленчатым и распределительным валами.

В двигателях, оснащенных цепью в приводе ГРМ всегда присутствуют сложные колебания системы, из-за неравномерности от работы цепи. Для сглаживания колебаний в конструкции двигателя предусмотрены успокоители, а для натяжения цепи предусмотрен механический или гидравлический натяжитель.

По мере эксплуатации происходит вытяжка цепи. Ее удлинение происходит из-за увеличения зазоров в каждом из шарниров цепи, которых в ее конструкции более ста единиц, соответственно увеличивается общая длина самой цепи.

Свойства цепного привода ГРМ

Плюсы применения цепного привода:

  • Повышенный ресурс;
  • Защита от внешних воздействий, постоянно в смазке и натянута, при исправном натяжителе;
  • «Подсказывает» о своем износе повышенным шумом при работе;
  • Испытывает меньше колебаний, благодаря выверенной системе успокоителей и натяжителей.

Минусы:

  • Помпа, как правило, на моторах с цепью в приводе ГРМ приводится ремнем привода навесного оборудования, и при его обрыве поездка становится невозможной;
  • Возможен перескок цепи, если мотор начнет вращаться в обратную сторону, например, при парковке на крутом подъеме с включенной передачей;
  • Натяжитель с гидроприводом без храпового механизма может давать сбои, когда нет достаточного давления масла в магистрали.

Ресурс цепи ГРМ

При использовании механического натяжителя ресурс цепи составляет порядка 100 тыс. километров, а при оснащении натяжителя с гидравлическим приводом цепь может отходить несколько сотен тысяч километров, при условии надлежащего обслуживания двигателя и своевременной замене масла.

На многих марках с приводом ГРМ зубчатым ремнем, цепь применяется для привода масляного насоса.

Ремень ГРМ

В 50-х годах прошлого века наряду с цепью в приводе ГРМ впервые был применен зубчатый ремень. Он имел небольшой ресурс и всегда была велика вероятность его разрыва и встрече клапанов с поршнями.

Ресурс ремня ГРМ

Современные материалы и технологии позволяют изготавливать ремни газораспределения, ресурс которых составляет порядка 100 и более тыс. километров, при условии надлежащего обслуживания.

Однако к ремню газораспределения предъявляются и повышенные требования, так как он не переносит присутствия масла на рабочей поверхности, подвержен старению и возможен его разрыв, например, при заклинивании помпы или попадания посторонних предметов под тело ремня.

Свойства ременного привода ГРМ

Плюсы:

  • Уменьшенный шум при работе;
  • Хорошо гасит крутильные колебания, из-за своей эластичности;
  • Достаточно пружинного натяжителя, и нет зависимости от качества и давления масла при использовании гидравлического натяжителя;
  • На многих моторах ремень легко просматривается для контроля;
  • Замена ремня гораздо проще и дешевле, чем замена цепи.

Минус:

  • На ремень отрицательно влияют низкие температуры, попадание воды, масла на рабочую поверхность;
  • Ограниченный ресурс, так как резина со временем стареет;
  • Периодические замены согласно регламенту;
  • При обрыве ремня на большинстве моделей происходит встреча клапанов с поршнями и как следствие сложный и дорогостоящий ремонт двигателя;
  • На ресурс ремня влияет состояние натяжного и паразитного роликов, где возможно высыхание смазки, а также состояние помпы, выход из строя которой вызван применением некачественной охлаждающей жидкости;
  • Ремень обрывается мгновенно, без каких-либо «подсказок».